Работа с детьми с с-мом Дауна
«Солнечные дети» с синдромом Дауна

Синдром Дауна - самая распространенная генетическая аномалия. По статистике, каждый 700й-800й ребенок на планете появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, наличия или отсутствия вредных привычек, цвета кожи, национальности. В нашей стране ежегодно рождается около 2200 детей с синдромом Дауна. Мальчики и девочки с синдромом Дауна появляются на свет с одинаковой частотой, их родители имеют обычный набор хромосом. Ничьей вины в том, что у ребенка присутствует лишняя хромосома, нет и быть не может. Синдром Дауна — это не болезнь, а генетически обусловленное состояние, его невозможно вылечить. Но детям и взрослым с синдромом Дауна можно помочь. В настоящее время нет никаких сомнений в том, что люди с синдромом Дауна обучаемы: они могут научиться самостоятельно ходить, есть, одеваться, общаться с окружающими, говорить, играть, учиться и дружить со своими сверстниками, заниматься спортом и творчеством.Как у любого из нас, у человека с синдромом Дауна есть свои сильные и слабые стороны, привычки и предпочтения, увлечения и интересы. Слово «синдром» подразумевает наличие определенных признаков или характерных черт. Синдром Дауна впервые описал в 1866 году британский врач Джон Лэнгдон Даун. Почти сто лет спустя, в 1959 году, французский ученый Жером Лежен обосновал генетическое происхождение этого синдрома, которое определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. В процессе зарождения новой человеческой жизни после слияния мужской и женской половых клеток образуется одна клетка. Количество хромосом новой оплодотворенной яйцеклетки удваивается и достигает 46. 23 из них принадлежат материнской клетке и 23-отцовской. У людей с синдромом Дауна в 21-й паре присутствует дополнительная хромосома. Она появляется в результате генетической случайности и вследствие этого в клетках оказывается не по 46, а по 47 хромосом. Наличие этой генетической аномалии и является причиной появления ряда особенностей, вследствие которых ребенок с синдромом Дауна будет развиваться не совсем так, как подавляющее большинство детей его возраста, однако он пройдет те же этапы развития и научится очень многому!

КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ СИНДРОМЕ ДАУНА
  • Логопедический массаж
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Развитие моторных функций
  • Дыхательные упражнения
  • Стимуляция эмоциональных реакций
  • Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия
  • Формирование представлений о цвете, форме и величине
  • Стимуляция речевой активности
Всю информационную и логопедическую помощь семьям, в которых есть дети с синдромом Дауна можно получить в центре «Наши дети».

Наш специалист прошел обучение в Образовательном центре Фонда «Даунсайд Ап» по курсам «Развитие общения и речи у детей с синдромом Дауна», «Развитие речи и мышления у детей с синдромом Дауна» и «Развитие, обучение и воспитание ребенка с синдромом Дауна раннего возраста». В своей работе специалист использует метод глобального чтения для развития речи детей с синдромом Дауна по программе «Начинаем говорить!».
Программа «Начинаем говорить!» опирается на сильные стороны детей с синдромом Дауна-зрительное восприятие и зрительную память. Программа позволяет организовать занятия с ребенком с учетом его возраста и уровня развития.
Логопед для ребенка с синдромом Дауна- это помощник в развитии высших психических функций и речи. Занятия по развитию речи должны проходить систематически, желательно не менее двух-трех раз в неделю.
Работа с детьми, имеющими синдром Дауна, не отличается скорыми результатами. Большое участие в ней должны принимать и родители, создавая развивающую среду дома и выполняя задания, предложенные специалистом.

Особенности взаимодействия с ребенком, имеющим синдром Дауна:
  1. Необходимо придерживаться определенного стиля общения с ребенком: стараться говорить высоким голосом, медленно, пользоваться простыми короткими предложениями и иногда повторять сказанное несколько раз.
  2. Для стимуляции речевого поведения инициируйте диалоговое общение. Внимательно слушайте, что произносит ребенок, попросите его сказать что-нибудь.
  3. При сложности речевого поведения у ребенка использовать приемы дополнительной коммуникации, например, жесты (как дополнение основных слов, обозначающих действие, регулирующих поведение). Кроме жестов можно использовать картинки, рисунки, фотографии. Важно, чтобы приемы дополнительной коммуникации использовались не только в детском саду, но и дома, в обыденной повседневной жизни ребенка.
  4. Помощь в планировании. Можно составить календарь дел или расписание на день, где с помощью картинок, аппликаций или фотографий ребенку будет предлагаться то или иное действие, которое он сможет выбрать и выполнить самостоятельно или с помощью взрослого.
  5. Обучение ребенка ( имеется в виду не только в процессе занятий, но и получение ребенком самого разнообразного опыта в повседневной жизни) проводить с опорой на зрительные, тактильные ощущения. Обучение через речевые инструкции — самая слабая часть. При проблемах со зрением делать упор на тактильные ощущения, кинестетический канал восприятия. Можно подключать обоняние.
  6. Постепенно и поэтапно включать ребенка в сюжетно-ролевую игру.
  7. Стараться сохранять постоянство окружающей ребенка среды ( время, место, повторение последовательных ритуалов).
При этом нужно помнить, что специалисты подчеркивают — чем раньше начать коррекционно-развивающие занятия, тем более высокие результаты могут быть достигнуты.