Одной из актуальных проблем у детей с ОВЗ, в том числе у детей с РАС, является несформированность социально-коммуникативных навыков, что может привести к появлению ряда проблем в социализации ребенка или подростка, в его межличностном общении с другими людьми.

Дети и подростки, не посещающие школу, или посещающие ее редко, без контактов с внешним миром, не имеют опыта общения со сверстниками, который является одним из главных факторов их социализации. Мы можем столкнуться с существенными проблемами в коммуникации данной группы населения, особенно, если говорить о категории людей с расстройствами аутистического спектра.

Под коммуникацией (общением) мы понимаем социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных и невербальных).

Главной целью коммуникации является достижение взаимопонимания или обеспечение взаимодействии. Таким образом, коммуникация дает возможность обмена опытом, взаимодействия с другими людьми, контроля процесса деятельности и т.д.

Развитие коммуникативных навыков, в первую очередь, происходит в семье. Однако большое значение играет и общество. Именно в социуме человек учится устанавливать социальные контакты, взаимодействовать с группой и с незнакомыми людьми.

Одной из форм развития социально-коммуникативных навыков является игровая деятельность

Игра – это радость общения, дающая ощущение полноты жизни, которая не в меньшей степени важна тем людям, возможности которых ограничены в силу тех или иных причин.
В игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становится ребенок, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование его поведения, взаимоотношений с другими детьми, на воспитание активной позиции.

Умение находится в группе, взаимодействовать друг с другом, соблюдать правила игры и нормы общения является важным навыком для детей и подростков с ОВЗ в особенности лицам с расстройством аутистического спектра.

В центре «Наши дети» открыто новое направление – совместные игры, для двух возрастных категорий детей с РАС, для подростков от 10 лет и старше – «Жгучие перцы!» и детей от 5 лет - «Неудержимые!»

Основными целями которого являются:

  • развитие навыков коммуникации и социализации;
  • развитие навыков групповой игры, умения играть по правилам, умения примерять на себе разные игровые роли;
  • развитие навыка «Жди» и следование очереди; просьбы; развитие умения действовать совместно;
  • обобщение навыков приветствия и прощания со сверстниками и взрослыми;
  • развитие навыков выполнения синхронных движений в кругу, под музыку и в танце;
  • получение позитивного опыта совместной деятельности в коллективе сверстников.

Группу ведут специалисты центра «Наши дети» Егоренкова Е.Е. и Почеревина Н.Н.