Альтернативная коммуникация карточки PECS

Система общения при помощи обмена карточками (The Picture Exchange Communication System; сокращенно — PECS) была разработана Лори А. Фрост и Энди Бонди для быстрого обучения детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному, самостоятельно инициируемому общению. Теоретическая основа системы сочетает в себе принципы прикладного анализа поведения, представления о нормальном языковом и речевом развитии, а также методические разработки в области дополнительной и альтернативной коммуникации.

 

Система общения при помощи обмена карточками (PECS) была разработана в 1985 году для преодоления тех трудностей, с которыми мы сталкивались при использовании различных программ обучения навыкам общения для детей-аутистов. Изначально система PECS была предназначена для работы с детьми-дошкольниками с расстройствами аутистического спектра (ASD) и другими социально-коммуникативными отклонениями, для которых характерно отсутствие целенаправленной или социально приемлемой речи. Такие дети либо не разговаривают вообще, либо разговаривают только для «самостимуляции» или тогда, когда их об этом просят. Для некоторых детей характерна высокая степень эхолалии (то есть склонность к неконтролируемому автоматическому повторению слов, услышанных в чужой речи). Проблемы общения у этих детей имеют социальную природу: они редко инициируют общение с другими людьми, сознательно избегают взаимодействия с окружающими или начинают общение только в ответ на прямое указание. Многие другие дети, помимо детей с ASD, испытывают трудности с речевым развитием. Сейчас используют PECS в работе с детьми и взрослыми с самыми разными диагнозами и уровнем образования. Обучают PECS тысячи детей во всем мире, в условиях семьи и в учебных группах. Первое, чему учится человек по системе PECS, — подойти к партнеру и дать ему изображение желаемого предмета в обмен на этот предмет. Таким образом, ученик инициирует акт общения для получения конкретного результата в социальном контексте.

 

В основе методики обучения PECS лежат исследования и практика в области прикладного анализа поведения (Applied Behavior Analysis, ABA). Конкретные стратегии обучения, стратегии подкрепления, стратегии исправления ошибок и стратегии обобщения имеют важное значение при обучении каждому навыку. Кроме того, процесс обучения по методике PECS практически полностью соответствует нормальному процессу развития речи: сначала ребенок учится тому, «как» общаться и каковы основные правила общения, а затем он учится передавать конкретные сообщения. Дети, использующие PECS, сперва учатся общаться с помощью отдельных карточек, но позже овладевают навыком комбинирования карточек и создают различные грамматические структуры и смысловые связи, выполняя множество коммуникативных функций.

 

 

Видеоматериал предоставлен центром «Моя планета» г.Москва. Единственный в РФ лицензированный центр по методике PECS. В 2018 году центр получил статус официального представителя PECS в России и право проводить обучение по методике PECS, с выдачей международных сертификатов.