Невролог, специализирующийся на нарушениях речи у детей и взрослых

Проблема нарушения речи у детей с каждым годом становится все более частой причиной обращения к врачу-неврологу, логопеду, психологу и другим специалистам. В настоящее время отмечается тенденция к более позднему развитию речи у детей, часто врачи общего звена недооценивают глубину нарушений и предлагают родителям подождать, т.к.<сейчас все дети начинают говорить позже >. Однако нормы речевого развития, предложенные ещё в советское время, не пересматривались, и любое отставание от этих норм должно трактоваться как нарушение.
 
В настоящее время в классификацию болезней МКБ 10 включено восемь речевых расстройств и все они требуют своевременной диагностики, лечения и выбора маршрута абилитации.
 
Цель работы невролога, имеющего специальную подготовку по данной теме, состоит именно в этом: разобраться, какое именно нарушение речи у ребёнка. На своём приёме врач-невролог-речевик проводит тщательный неврологический осмотр и диагностическое тестирование ребёнка и родителей, включая исследование крупной и мелкой моторики, назначает план дополнительных инструментальных обследований: ЭЭГ, по показаниям нейровизуализационные методы (КТ или МРТ), УЗДГ, консультации смежных специалистов-лор-врача, сурдолога, стоматолога, психиатра и т.д.
 
После сбора всей необходимой информации определяется тактика медикаментозного и немедикаментозного лечения, разрабатывается план дальнейших занятий со специалистами по развитию речи: логопедом,психологом,специалистом по сенсорной интеграции.
 
У детей дошкольного и младшего школьного возраста в последнее время также чаще диагностируют специфические нарушения речи: дисграфию, дислексию. Пациенты с такими диагнозами имеют большие трудности с освоением школьной программы. Эти расстройства также диагностирует врач-невролог-речевик. Своевременная коррекция позволяет детям быть более успешными при обучении в школе.
 
Кроме этого, не следует забывать, что речевые нарушения могут быть симптомами других серьёзных заболеваний: эпилепсии, ДЦП, расстройств аутистического спектра, соматических заболеваний, ведущих к ослаблению организма в целом и нарушению высших психических функций, к которым относится и речь.
 
Поэтому важно проводить раннюю диагностику  вышеперечисленных нарушений, разрабатывать современный план лечения и абилитации ребёнка, чтобы максимально восстановить его речевую функцию.