Сенсорная интеграция

Коррекционные занятия, основанные на принципах теории сенсорной интеграции.


Сенсорная интеграция.


Это неврологический процесс, который организует ощущения от тела человека и окружающей среды и даёт возможность эффективно в этой среде функционировать. Она основана на неврологических принципах и обеспечивает основу для понимания участия сенсорных и моторных систем в формировании человеческого поведения. Центральная нервная система перерабатывает сенсорную информацию из всех возможных источников  (осязание, вестибулярный аппарат, ощущения тела, обоняние, зрение, слух, вкус) и помогает интерпретировать её для целенаправленной деятельности.

Как происходит сенсорная интеграция? Выделяют несколько этапов:

  • сенсорная регистрация (происходит, когда мы впервые узнаём о сенсорном событии. Например, слышим жжужание, но пока что недостаточно сконцентрировались на нём, чтобы понять, что это комар);
  • сенсорная ориентация (помогает обращать внимание на новую поступающую сенсорную информацию. Мы можем определить, какая сенсорная информация требует нашего внимания, а какую можно игнорировать. Если вокруг вашей головы сейчас зажжужит комар, то велика вероятность, что вы отвлечётесь от чтения.);
  • интерпретация (наш мозг интерпретирует сенсорную информацию и описывает её качество: "я слышу жужжание комара, который приближается ко мне и может меня укусить". Способность интерпретировать сенсорную информацию помогает нам выбирать на что реагировать, определять, есть ли для нас какая-то угроза.);
  • организация ответной реакции (мозг определяет, необходим ли ответ на сенсорный стимул и выбирает вариант такого ответа: нужно ли прямо сейчас защищаться от комара, что лучше предпринять, чтобы избежать укуса?);
  • исполнение ответной реакции (осуществление моторной, когнитивной или эмоциональной реакции на сенсорное послание является финальной стадией процесса сенсорной интеграции).

В генах человека заложен базовый уровень сенсорной интеграции. Но несмотря на то, что все дети рождаются со способностью к интеграции, дальнейшее её развитие происходит по-разному. Наилучшую возможность для развития сенсорной интеграции даёт адаптивный ответ, то есть обоснованный и целенаправленный отклик на ощущения. Например, ребёнок катает игрушку, ему нравится, как она звучит, как двигаются внутри неё шарики, он катает её по полу снова и снова. Развивается сенсорная интеграция, моторика, мышление. Мозг научается организовывать самого себя. Игра состоит из ряда адаптивных ответов, которые "включают" сенсорную интеграцию. С развитием сенсорной интеграции улучшается самоорганизация и становятся доступными более сложные навыки.


В случае дисфункции сенсорной интеграции происходит нарушение нормального развития. Ребёнок с нарушением процесса обработки сенсорной информации с трудом читает сигналы, поступающие из окружающей среды (потянул кошку за хвост, она зашипела и выгнула спину, но ребёнок не отпускает животное); не видит общей картины  и не может понять предупреждения (ребёнок не осознаёт, что за шипением последует ответ:кошка его поцарапает); может понять реакцию, но не способен изменить своё поведение и вовремя остановиться; получает сенсорную информацию, но не может организовать свою правильную реакцию (ребёнок не отпускает хвост, даже если кошка продолжает его царапать). В результате, ребёнок не научится общаться с окружающей средой, её объектами и субъектами (кошка будет продолжать его царапать); возникнут страхи (из-за непонимания причинно-следственных связей (будет бояться всех кошек); ребёнок всё же научится общению с окружающим миром, НО это возможно только при интенсивном  сознательном усилии и помощи взрослых.


Диагноз "дисфункция сенсорной интеграции" подразумевает наличие признаков нарушения центральной переработки вестибулярных, проприоцептивных или тактильных ощущений, которые не могут объясняться выраженными поражениями периферической или центральной нервной системы, или быть обусловленными когнитивными нарушениями.


Классификация нарушений процессов сенсорной интеграции:

  • расстройство сенсорной модуляции: мозг получает слишком много или слишком мало сенсорной информации;
  • сенсорно-дискриминационные расстройства: трудности в различении и понимании ощущений;
  • сенсорные моторные расстройства: постуральные нарушения (связаны с положением тела, подразумевают проблемы с моделями движений, равновесием и билатеральной координацией) и диспраксия (трудности осуществления координированных и произвольных действий).

Расстройство сенсорной модуляции (взаимодействие реакций возбуждения и торможения):

  • сенсорная повышенная чувствительность (ребёнок избегает чужих прикосновений; не любит мыть лицо, голову; избегает контакта с песком, грязью, не любит макать пальцы в краски, касаться клея; избегает движений или предпочитает меньше двигаться, не любит, когда его неожиданно передвигают; не уверен в себе и боится упасть или потерять равновесие, не отрывает ног от земли, в машине его укачивает; перевозбуждается при долгом прсмотре мультфильмов, в местах скопления людей; закрывает глаза, имеет короткий зрительный контакт, невнимателен к работе за письменным столом, остро реагирует на яркий свет; всегда встревожен и бдителен; жёстко отвергает определённые текстуры и температуру пищи, во время еды может легко подавиться; чувствителен к запахам; закрывает уши, чтобы приглушить звуки или голоса, жалуется на шум, который никого не беспокоит);
  • сенсорная пониженная чувствительность (ребёнок не осознаёт грязного лица, рук или одежды; не стремиться играть и исследовать пространство; не реагирует на падения; может долго кружиться без головокружения; игнорирует визуальные стимулы, например, препятствия на пути; игнорирует обычные звуки, но может отреагировать на громкие звуки; может не замечать неприятных запахов; может есть острую пищу безо всякой реакции);
  • поиск сенсорных ощущений (ребёнок разбрасывает игрушки, прыгает по лужам; жуёт предметы или ворот одежды; постоянно движется, кружится суетится; любит сильные объятия, таскать тяжести и прижиматься; радуется громким шумам и может разговаривать кричащим голосом; ищет сильных запахов и обнюхивает еду, предметы; может облизывать несъедобные предметы; может предпочитать острую или горячую пищу).

При сенсорно-дискриминационных расстройствах (трудностях в различении и понимании ощущений) ребёнок слабо осознаёт своё тело, не может различать предметы по ощущениям; имеет трудности с ощущением боли и температуры; неуклюж, может сталкиваться с предметами, падать; имеет трудности с визуальными задачами, чтением; имеет слабые слабые слуховые способности; не может определить запах, вкус.


Сенсорные моторные расстройства:

  • постуральные нарушения (ребёнок имеет трудности с тонусом; сутулится, имеет неуклюжую походку; имеет трудности с переносом веса с ноги на ногу при повороте тела, ходьбе по ступенькам; легко теряет равновесие; может не иметь доминирующей руки; трудности в билатеральной координации,то есть способности скоординировать левую и правую части тела во время движения);
  • диспраксия (имеет трудности осуществления координированных и произвольных действий; имеет трудности с моторным планированием; может быть неосторожным и неуклюжим; имеет трудности со списыванием с доски, с удержанием взгляда, с организацией рюкзака и рабочего места; может иметь трудности с жеванием и питьём через тубочку; может иметь проблемы с артикуляцией звуков в речи).

Цель сенсорно-интегративной терапии (коррекционных занятий)-обеспечить стимуляцию, которая будет направлена на определенные уровни мозга (преимущественно подкорковые), давая возможность для их созревания (или более нормального функционирования), тем самым способствуя тому, чтобы мозг работал как единое целое.


Организация коррекционных занятий.


Занятия, основанные на теории сенсорной интеграции, никогда не используются в изолированном виде: комплексная, системная работа команды специалистов оказывается более действенной и результативной.


На основании фукционального запроса, собеседования с родителями, заполнения анкет, диагностики выявляется сенсорно-интегративная дисфункция у ребёнка и составляется его сенсорный профиль. Определяются цели и задачи. Составляются и проводятся программы коррекции, разрабатываются стратегии, которые будут сводить к минимуму влияния дисфункции на повседневную жизнь. Для проведения занятий планируются: оборудование, которое будет использоваться на занятиях, игрушки, совместные игры, игры с родителем, игры для самостоятельного использования ребёнка. Осуществляется  проверка эффективности проведённых программ коррекции.


Специалист направляет и регулирует эмоциональное состояние ребёнка, уровень его возбуждения и концентрации внимания с помощью: подбора занятий, степени собственной активности, тона голоса.  


Длительность занятия-50 минут.


Интенсивность и продолжительность индивидуальной программы коррекции зависит от целей работы.


Кратковременная помощь (3 месяца 2 раза в неделю): незначительная стимуляция в развитии или конкретная помощь семье в решении определенной трудности в развитии ребёнка.
Помощь долгосрочного характера ( от 6 месяцев 2-3 раза в неделю): с детьми, имеющими нарушения в развитии.


Коррекционные занятия предназначены для детей с нарушением процессов сенсорной интеграции, детей с расстройствами аутистического спектра, детей с проблемным поведением, агрессией, трудностями обучения легкой и средней степени тяжести, детей с задержкой психического развития.