Aba-терапия
На сегодняшний день одним из эффективных и научно-доказанных методов коррекции поведения лиц с нарушенным развитием, особенно для детей с аутизмом, является Aba-терапия или Прикладной Анализ Поведения. Данный метод основан на изучении факторов, оказывающих влияние на поведение и работе с ним.
АВА терапия включает в себя много различных методов. Все эти методы фокусируются на предшествующих факторах ( то, что происходит до того, как возникает поведение), а также последствиях ( то, что происходит после того, как возникает поведение). Одной из ключевых методик АВА является «положительное подкрепление/усиление». Его суть состоит в том, что, когда за поведением следует вознаграждение или поощрение, высока вероятность того, что такое поведение будет повторяться в будущем. Другими наиболее распространенными видами коррекции, основанными на принципах АВА, являются обучение отдельными блоками, случайное обучение ( или обучение в натуральной среде), тренинг вербального поведения, обучение опорным навыкам и т.п..
Все эти виды АВА-терапии:
- Структурированы
- Предполагают сбор данных по целевым навыкам и поведениям
- Предлагают положительные стратегии изменения реакций и поведения
Метод АВА в первую очередь сосредотачивается на стратегиях положительного подкрепления, которые представляет собой существенную поддержку детям, испытывающим трудности в обучении или приобретении новых навыков. Если ребенку нравится последствия его действий, он их повторит вновь, а если нет- не повторит. Поэтому во время занятий каждый успех вознаграждается, а неудача в основном игнорируется.
Работа АВА-специалистов подразумевает длительную и довольно интенсивную терапию, разрабатывающуюся индивидуально, исходя из особенностей состояния ребенка.
Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа обучения. Она постоянно видоизменяется в соответствии с продвижением ребенка и может включать в себя работу над:
- Навыками коммуникации
- Установлением сотрудничества и руководящего контроля
- Пониманием речи
- Игровыми навыками
- Визуальным восприятием
- Навыками самообслуживания
- Навыками проведения досуга
- Уменьшением нежелательного поведения
- Академическими навыками
- Развитием мелкой и крупной моторики
- И многим другим.
Индивидуальная программа ребенка может состоять из целей, работа над которыми будет осуществляться специалистом по АВА, а также включать в себя цели, достижение которых невозможно без участия взрослых, находящихся рядом с ребенком. Под руководством опытного специалиста, мамы и папы, бабушки и дедушки, няни, братья и сестры также могут осуществлять работу, важную для продвижения ребенка.
Эффективный процесс обучения включает в себя:
- Оценку начальных навыков ребенка
- Выбор функциональных целей для обучения
- Выбор соответствующих методов обучения
- Мониторинг прогресса обучения.
На постоянной основе aba-специалист получает супервизии ( консультации) опытного ассистирующего поведенческого аналитика, или сертифицированного поведенческого аналитика. Согласно кодексу профессиональной этики, работа aba-специалиста не получающего супервизии не допустима.
Существуют исследования, которые доказывают, что интенсивная работа с помощью применения АВА в раннем возрасте позволяет достичь наиболее значимых успехов в продвижении ребенка и снижает потребность коррекционного вмешательства во взрослом возрасте.
Для достижения эффекта необходимы регулярные занятия в среднем по 20 часов в неделю. В зависимости от особенностей и внешней ситуации число уроков может быть сокращено до 3 часов в неделю.