Терапия сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция (СИ) - это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности. Другими словами, это адаптационная реакция, служащая для выполнения определенного действия, принятия соответственного положения тела, и т.п. У большинства людей процесс сенсорной интеграции происходит автоматически, обеспечивая реакции, соответственно требованиям окружения и обуславливает правильное сенсомоторное развитие. В случае возникновения нарушений обработки сенсорных сигналов, будут появляться дисфункции в моторном, познавательном развитии, а также в поведении ребенка. Целью терапии сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы. Желаемые адаптационные реакции появятся естественным образом, в качестве последствия функционирования нервной системы (формируются и улучшаются синаптические соединения OUN). 

 

Процесс сенсорной интеграции начинается с первых недель внутриутробной жизни и наиболее интенсивно протекает до конца дошкольного возраста. С развитием сенсорной интеграции связана деятельность человека в целом. Создателем метода сенсорной интеграции является A. Жан Айрес, научный сотрудник Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. В Польше метод СИ появился в 1993 году, а его распространением занялась одна из первых сотрудниц д-ра А. Жан - Вайолет Ф. Маас. 

 

СИМПТОМЫ НАРУШЕНИЙ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ 

 

1. Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша);

  • избегание занятий с пластилином, рисования пальцами;
  • проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц;
  • неправильный захват карандаша;
  • сверхчувствительность к звукам, к свету;
  • трудности в обучении письму и чтению;
  • трудности с выслушиванием рекомендаций;
  • проблемы с обучением езды на велосипеде;
  • избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми;
  • затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов;
  • трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься;
  • низкий порог толерантности к близости другого лица. 

 

2. Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности 

 

3. Расстройства мышечного тонуса 

 

4. Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики) 

 

5. Двигательная неуклюжесть 

 

6. Трудности в концентрации, импульсивность 

 

7. Быстрая утомляемость 

 

8. Отказ от социальных контактов 

 

9. Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении 

 

10. Слабая организация поведения, отсутствие планирования 

 

ДЛЯ КОГО ТЕРАПИЯ СИ? 

  • Дети со специфическими трудностями в обучении, такими как дислексия, дисграфия, дизорфография, слабое сосредоточение внимания
  • Дети с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания
  • Дети с ДЦП
  • Дети с аутизмом
  • Дети с задержкой психомоторного развития
  • Умственно отсталые дети
  • Дети с заболеваниями генетического характера (к примеру, синдром Дауна, Аспергера, Ретта, Вильямса, Тёрнера, Клайнфельтера) 

 

В ЧЕМ СОСТОИТ ТЕРАПИЯ? 

 

Целью терапевтических занятий, проводимых с ребенком, является компенсация определенных диагнозом нарушений и расстройств чувственной интеграции ребенка. Диагноз основывается на проведении подробного анамнеза и на тестах сенсорной интеграции.


Занятия по сенсорной интеграции, в основном, носят характер двигательной активности, направленной на стимуляцию чувств. Они адаптированы к уровню развития ребенка и проходят в форме "учебной игры". Ребенка будут побуждать и направлять на выполнение действий, которые будут высвобождать и провоцировать соответствующие эффективные реакции на сенсорный стимул.


Во время занятий будут выполняться соответствующие для ребенка упражнения, обладающие вестибулярной, проприоцептивной, а также тактильной стимуляцией. Степень сложности этих упражнений будет постепенно возрастать таким образом, чтобы требовать от ребенка более организованных и прогрессирующих реакций. В процессе терапии предпочтение отдается направленным играм и деятельности, свободно выполняемым детьми, высвобождающим автоматические сенсорные реакции, а не инструктируемым, навязываемым и конкретно тренируемым реакциям на стимулы.


Терапия для ребенка, как правило, является удовольствием, но одновременно и тяжелым трудом, нацеленным на достижение успеха, который вероятно был бы невозможен при обычных спонтанных играх. Важным аспектом терапии является мотивация ребенка. Вышеописанные цели реализуются с использованием разнообразных устройств и вспомогательного терапевтического оборудования, такого как качели, бревна, платформы, упряжь, роликовые доски, и многое другое. Воздействуя на другую группу чувств, мы применяем, к примеру, фактурные сенсорные пособия, гири, приборы для слуховой, обонятельной или зрительной стимуляции. 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕРАПИИ 

 

Благодаря старательно подобранным упражнениям в рамках терапии, ребенок может улучшить: 

 

  • развитие в области крупной и мелкой моторики 
  • внимание и концентрацию
  • зрительные и слуховые способности 
  • самосознание и самооценку 
  • функционирование