Речь — это врожденная способность и естественная потребность каждого человека. Но не всегда речь появляется у ребенка вовремя и соответствует возрастной норме. Психологические, неврологические и органические нарушения могут препятствовать естественному развитию способности говорить.
Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос ( слово ), пайдео ( воспитываю, обучаю ) — и в переводе означает «воспитание правильной речи».
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек ( индивидуум), страдающий нарушением речи.

Кто такой логопед?

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся выявлением, устранением и профилактикой речевых нарушений у детей и взрослых. Распространенным считается мнение, что логопед занимается исключительно коррекцией звукопроизношения, т.е. «ставит звуки». В действительности, в задачи работы логопеда входят:
  • совершенствование слоговой структуры слова,
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза,
  • расширение и обогащение словарного запаса детей,
  • совершенствование грамматического строя речи,
  • развитие связаной речи,
  • обучение грамоте, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения.
Так как речь относится к высшим психическим функциям человека, то работа логопеда связана с развитием у детей психических процессов ( внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления, общей и мелкой моторики).

Нарушения, относящиеся к компетенции логопеда

В компетенцию логопеда входит коррекция нарушений устной и письменной речи. В эту категорию входят следующие нарушения:
  • Дисфония и афония. Это нарушения звучности речи (тембр, высота, сила голоса) и ее отсутствие (сохраняется только возможность разговаривать шепотом).
  • Брадилалия. Для этого нарушения характерна патологическая замедленность речи. Она становится вязкой, тянущей, человек медленно произносит каждый звук, с трудом переходя от одного слога к другому.
  • Тахилалия. Это ускоренный темп речи. Человек говорит слишком быстро, торопливо, часто пропуская звуки, что приводит к тому, что его речь не понимают окружающие его люди. Патология может иметь постоянный характер, когда человек так всегда, либо временный, когда речь ускоряется из-за какой-нибудь стрессовой ситуации.
  • Дислалия. Проблемы с произношением отдельных звуков при нормальном состоянии нервной системы и слуха. Бывает двух видов — органическая и функциональная. Органическая форма связана с врожденными или приобретенными дефектами органов, участвующих в образовании звуков. Функциональная связана с неправильным восприятием речи окружающих людей.
  • Ринолалия. Проблемы с речью, которые возникают из-за особенностей формирования верхнего неба и губы. В результате этого речь становится гнусавой.
  • Дизартрия. В этом случае отмечается дефект воспроизведения речи, который обусловлен нарушением иннервации органов, участвующих в звукообразовании. Речь невнятна, смазана. В более тяжелых случаях речь вообще отсутствует.
  • Заикание. Бывает клонической и тонической формы. При клонической форме происходит частое повторение определенного звука, при тонической форме возникают паузы перед произнесением отдельных звуков.
  • Алалия. Это отсутствие или недоразвитие речи при первично сохранном интеллекте и нормальном слухе. Патология возникает из-за поражения клеток головного мозга, которые ответственны за формирование речи.
  • Афазия. Это локальное отсутствие или расстройство уже сформировавшейся речи. В отличие от алалии, поражение головного мозга происходит уже после формирования речи.
  • Дислексия. Нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению. Патология проявляется невозможностью составлять из букв слоги, распознаванием отдельных букв,неправильным чтением слогов и букв в слове и т.д..
  • Дисграфия. Ребенок с затруднением овладевает навыками письменной речи, при этом у него нет проблем с интеллектом, слухом и устной речью. Он пропускает буквы в словах, путает их местами, неправильно отображает форму букв и т.д..
Первая консультация у логопеда

Как правило, первая встреча ребенка с логопедом проходит на консультации и диагностике.
Логопед должен уточнить состояние ( в зависимости от возраста):
  • Звукопроизношения (есть возрастные нормы, например, звук {р} в 3 года ждать бессмысленно, он появится примерно после 5 лет).
  • Артикуляционного аппарата.
  • Фонематического слуха.
  • Грамматического строя речи:
    • словообразование (дом-домик);
    • словоизменение (по падежам, родам и числам);
    • связная речь.
  • Языкового анализа и синтеза (н-р, место звука в слове).
Структура логопедических занятий
  1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения: упражнения по тренировке губ; упражнение по тренировке нижней челюсти; упражнения для тренировки языка.
  2. Упражнения по развитию речевого дыхания.
  3. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.
  4. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.
  5. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.
  6. Дифференциация звуков в речи.
  7. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.
  8. Формирование лексико-грамматических представлений.
  9. Обучение элементам грамоты.
  10. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.
Коррекционно-развивающие занятия с логопедом должны проводиться систематически не менее двух-трех раз в неделю по 30, 45 и 60 минут.